29 мая 2011 г.

Сара Кит

Не так давно я наткнулась на очень интересное видео про 84-летнюю бабульку из Латвии. И настолько оно меня поразило, что я решила поделиться этим потрясающим зарядом позитива и с вами.)) Надеюсь, что и мы с вами в 84 года сохраним и ясную голову и такое же бодрое отношение к жизни! про неуемную энергию мне остается только мечтать, даже  в мои  26 лет))
Вот, что пишет автор ролика Vladimir Spinoz об этом сюжете и об этой женщине:

   Фильм "Сара Кит" - чисто мыльничное видео. Весной прошлого года я записывал в архив воспоминания стариков и старух о начале Великой Отечественной Войны в нашем городе. Тут ведь были свои латвийские нюансы.
        Сажал на стул, ставил на штатив свою Соньку HC-5 и писал на встроенный микрофон (друго там не подразумевалось.)
        Среди прочих, я записал одну старую еврейку - 84 года , которая родилась в буржуазной Латвии... Она показалась мне интересным человеком, и я через неделю позвонил к ней и напросился в гости, сказал, что хочу ее поснимать.
      Я провел у нее дома полтора часа, разговорил ее "о жизни" и - записал разговор на камеру. Поскольку это была живая беседа, то вопрос о правильной композиции и пр. ушел (опять!) на второй план, я не мог уделять много внимания съемке, даже не мог позволить часто бросать взгляд на мониторчик , чтоб не разрушит атмосферу разговора, не потерять контакт с человеком.
.....

По поводу съемки стариков.
          Два года назд со мной произошел странный случай. Ко мне на работу зашел одинокий старик - я его почти не знал, мы просто узнавали и кивали друг другу на улице - бывают такие скользящие знакомства, когда ты даже не знаешь, как человека зовут.
          А тут он вдруг нашел меня, зашел ко мне - к полузнакомому человеку, и заговорил. Он рассказывал о том, как познакомился и полюбил свою покойную жену, как они встречались, как поженились, потом его призвали на фронт. Прошел всю войну, писал жене письма с фронта...
         Я оказался в неловком положении и не знал, как реагировать. Да, собственно, он и не ждал от меня никакой реакции. При этом человек совершенно не был похож на обычного городского сумасшедшего, у него была культурная речь, его рассказ был не стереотипен, не глуп... И его рассказ был интересен.
          Потом он ушел, а через пару недель я узнал, что этот человек умер.
         
          Вот зачем он заходил? У меня единственный ответ: он прекрасно знал, что скоро ему предстоит уйти в небытие - вместе со своими воспоминаниями о письмах с фронта и всем прочим. И человек хотел удержать часть себя  в этом мире хоть каким-то способом. 
          Потом я написал проект, где составной частью была съемка интервью со стариками. Деньги были мизерные, и я смог купить под это дело только Соньку HC-5.
          Я тоже, как и ты, боялся сначала предложить человеку сесть на стул перед камерой и рассказать о себе (корректировал только слегка наводящими вопросами), но, был очень удивлен: старушки очень легко, и даже с удовольствием - соглашались (!). Иногда я снимал их по 3 человека в кадре - это просто настоящее КИНО, бабки входили в азарт... В общем, материал сразу и резко начал выходить за пределы задачи.
        ...Вот один из таких "неуправляемых" результатов - "Сара Кит".
       
        В моей презентации этого кино есть легкая провокация: разумеется для меня это фильм не о чудаковатой бабке, и не по это причине я побежал за незнакомым человеком. Не передники меня зацепили, а - человек. Офигенно творческое восприятие жизни: чего стоит сравнение двоек с "офицерами" - тут она себя выдает с головой - офигенная жадность к жизни, офигенная мажорность. За время общения я ни разу не услышал ни одной жалобы, не было и  обычного старушечьего нытья по поводу, как раньше было хорошо, и как сейчас все плохо - наоборот: сейчас столько всего интересного и удивительного: сколько сортов мороженного в супермаркете! Даже видеокамера вызывала ее любопытство.
                Первый ее вопрос ко мне был, когда я пришел в гости - играю ли в шахматы? И смотрю: глазки блестят озорно, уже заранее ладошки потирает бабка. Пришлось разочаровать.
        Ну, чем была ее жизнь - ясно из контекста: в семье было семеро детей, мать умерла, отец вынужден был отдать в интернат, а там - на частичном самообеспечении: дети расшивали скатерти и пр. - и вот с шести лет начала работать и больше уже не может остановиться по сей день.
       Все, что ты видел на этой бабке - сделано ее руками: вся одежда, шляпка, сумка. Она живет одна и все в доме делает сама , хотя еле передвигается (перелом бедра). Когда я попал в ее квартиру, обалдел! Ощущение военного корабля: все, что можно надраить - надраено. Кастрюли, вилки-ложки. Зашел в ванную вымыть руки, так там старый смеситель - надраен! Чем, спрашиваю, трете? А песком - приносит со двора.
  
       ...Недавно видел Сару (Соню) Кит на улице - ей исполнилось 86:  пижонисто  ковыляет в новой шляпке и новом (собственноручно сшитом, естественно) брючном костюме. Ярко красного цвета. 

1 комментарий:

  1. спасибо Аня - точно, бодрый заряд! А для меня и какие-то детские воспоминания о моей няни - тоже рукодельница и труляга

    ОтветитьУдалить